Арина Покровская
юристы и психологи: компетентная помощь
Запишитесь на консультацию

Мой ребенок не ест – что делать?

Правила детской еды.

Дети должны есть. Это факт.

Маленькие дети еще и должны есть часто и полезно. Если взрослые могут несколько недель или месяцев голодать или травить свой организм чипсами, газировкой, и сосисками безнаказанно, то для ребенка такое даром не пройдет.

Как всем известно, для младенца голод действительно опасен, и то того, что и как он ест, зависит его жизнь.

И потому вокруг способов и приемов вскармливания новорожденных всегда много тревоги и споров. И если споры ближе к году часто утихают, то вот тревога часто остается при матери или, что реже, отце ребенка. Это не дискриминация, просто мать биологически связана с кормлением младенца, что и определяет ее уязвимость в этих вопросах.

И вот тут и начинаются танцы вокруг еды – а достаточно ли он съел, а почему он не голоден, а как запихнуть в него брокколи, а что с его аппетитом… Нормально, если мать замечает свою тревогу и пытается понять, откуда она берется. Родители могут консультироваться с педиатрами, гастроэнтерологами, диетологами и психоаналитиками в случае реальных проблем в питании ребенка.

Однако иногда или до специалистов родители не доходят, или специалисту не удается занять мать пищевым дневником или собственными мыслями, и тревога выливается в действия.

Раньше все было хуже – детей физически кормили насильно, и это даже не очень скрывали.

Сейчас ситуация полегче, но отголоски этого опыта все еще догоняют современных родителей. И тогда в ход идут различные инструменты под девизом «как накормить ребенка».

Есть несколько видов проблемных ситуаций:

Те родители, кто в принципе не выдерживают границы в отношениях с детьми и пытаются стать им друзьями, могут попасть в ловушку детской агрессии, замаскированной под каприз. Ребенок может размазывать кашу по столу, кидаться котлетами, отказываться есть демонстративно или требовать смены блюд по выбранному им самим меню… А попавшиеся родители в это время стараются угодить и задобрить свое дитятко вместо того, чтобы отправить его поголодать пару часов и все-таки нагулять реальный аппетит.

И в худшем случае мы видим даже не скрытое раздражение матери, сварившей пятую кашку, а те варианты, когда ребенку поют песенку и в процессе кашка залетает ему в рот, или бабушка кричит – «а вон птичка!» - когда за окном никого и близко не пролетало, но супчик уже во рту.

  • В таких ситуациях ребенок получает опыт управления свои родителем – когда по его требованию готовят новые блюда, или танцуют и поют. Этот опыт губителен, потому что бессознательно рождает тревогу уже у ребенка. Если он управляет этими взрослыми, то на кого же ему опереться? Кто еще сможет справиться с его злостью и капризами, кто вынесет все это и не отвергнет, но поставит границу?.. Страшно, когда ребенок сильнее родителей.

Этот малыш будет стараться снова и снова проверять родителей и границы на прочность – не по злому умыслу, а только для того, чтобы найти наконец строгую, но доброжелательную опору.

  • Если же ребенок обманут – он не использовал свой аппетит, он не тянулся к еде, его отвлекли и засунули эту еду в рот – тогда для него это опыт недоверия свои ощущениям. Он учится не замечать, чувствует ли он голод или он сыт. Ему сказали, что надо есть – он ест. Он не знает, насытился ли он и приятна ли ему конкретная еда. Ему положили в рот, и он жует. Такой ребенок будет предрасположен к нарушениям пищевого поведения – он сможет есть за компанию, есть не для утоления голода, есть не то, что ему подходит.
  • Еще популярная история – когда ребенку, который «плохо ест», включают мультики или видео на планшете и ребенок, не ощущая ни голода, ни вкуса, ни насыщения, как зачарованный зомби, открывает рот. Дети старше года могут уже есть таким образом и сами. Они обычно съедают то, что лежит на тарелке, во время еды они не смотрят на еду и не общаются с семьей или взрослым, кто сидит с ними за одним столом, и они также не ощущают свой аппетит или вкус еды в полной мере. Они поглощены мультиками, а не тем, что происходит с ними в реальности.

Неудивительно, что в таких семьях не только дети ощущают отсутствие понимания и теплых связей с родителями, но и взрослые могут страдать от одиночества и непонимания в паре. Зато семья не сталкивается и с конфликтами – часть своих чувств и чувств ребенка просто отключают с помощью погружения в виртуальный мир.

Конечно, все, что описано выше, мало отношения имеет собственно, к еде, а более к проблемам взаимодействия в семье.

Тем не менее, есть простые правила питания для детей, а именно:

Компания для еды: дети до школьного возраста не должны есть в одиночестве. Если это и не семейный ужин, то с ними должен быть взрослый, который периодически смотрит на ребенка, слушает или говорит, даже если одновременно моет посуду. Для старших детей питание в одиночестве - более допустимая история, и тут стоит учесть и семейную ситуацию и предпочтения самого ребенка.

Предложение еды: детей не нужно уговаривать есть. Если вам тревожно, и вы неуверенны, что сын наелся, или что дочь не проголодается по долгой дороге, скажите о своем беспокойстве вслух. Даже если ребенку 2 года, объясните, что следующая еда будет через такое-то время. И возможно, он захочет съесть еще кусочек? Если же нет, соберите перекус с собой, раз перерыв действительно будет долгим. Это задача родителей – обеспечивать питание через определенные промежутки времени для ребенка, а не задача ребенка – наесться впрок.

Границы в еде: едим то, что есть готовое, а если это не подходит, то варианты возможны, если у родителей есть желание их исполнить. Конечно, пожелания детей в еде важно учитывать, но вот руководствоваться только ими не нужно.

  • К границам можно отнести и поведение за столом – не играть, не повышать голос, не убегать из-за стола, не лезть другим в тарелку и прочие обыденные вещи…

Конечно, годовалый малыш еще не может исполнить все эти правила. Но он слышит их, каждый раз повторяемые доброжелательно и ясно, и запоминает.

Ребенок хочет, чтобы родители ему радовались и гордились им, он хочет вырасти и стать таким как мама и папа, и именно поэтому родители для него пример. И если в конкретной семье есть свои правила, и родители и сами едят без «мультиков», не ругаясь, не вскакивая из-за стола к плите или телефону, то детям будет легко повторить этот обычай и уделить еде подходящее ей место.

Арина Покровская, психолог, детский аналитик,

декабрь 2017

Дополнительная информация