Арина Покровская
юристы и психологи: компетентная помощь
Запишитесь на консультацию

Пример  Психолого-юридического консультирования:

 

Клиент:

Женщина, 29 лет, Алиса, мама 3-х летней дочери.Дочь воспитывает без мужа, живет с матерью и бабушкой.

Проблема в юридическом ключе:

Районная поликлиника не подписывает медицинскую карту в детский сад для дочки. Мотивация – девочка абсолютно не привита, не имеет реакции Манту, нет рентгена.

Законодательная база:

В соответствии с российским законодательством прививки и противотуберкулезная помощь (реакция Манту, фтизиатр, рентген) – добровольны. Ребенок по закону вправе посещать детский сад в соответствии с его возрастом, развитием и полученной в садик путевкой.

Несмотря на эти доводы, устно приведенные мамой Алисой, переговоры с администрацией поликлиники, нарушившей закон и права ребенка, зашли в тупик.

Проведено  психолого-юридическое консультирование.

  • Юридическая часть:

Доводы клиента проверены, их законность установлена. Устные доводы  клиента, ссылки на законы РФ изложены в письменном виде.Учтен вариант подачи в суд, однако ввиду его длительности (минимум три месяца), решено сначала использовать психологические ресурсы.

  • Психологическая часть:

Проведена часовая консультация с прояснением причин происходящего и скрытого значения для клиентки.

Выяснилось, что обе сотрудницы администрации поликлиники  (участковая педиатр и заведующая), отказавшие Алисе в ее законных правах, возрастом и манерой поведения  похожи на мать и бабушку Алисы. В разговоре в поликлинике Алиса теряется, нервничает, ощущает неуверенность.

В конфликтах с реальными  матерью и бабушкой Алиса часто уступает, чувствует себя зависимой и «маленькой девочкой». Конфликты дома в основном происходят на почве воспитания и ухода за ребенком – дочерью Алисы.

В процессе консультации найден ресурс, на который может опираться Алиса при отстаивании своих прав в поликлинике. А именно – ее собственные убеждения по вопросам  здоровья ее ребенка и материнские чувства, которые помогают не «скатываться» в роль «девочки». Также исследована текущая динамика ситуации, а именно: что будет, если  девочка в сад не пойдет. В этом случае по ряду обстоятельств Алиса была бы вынуждена или работать полный рабочий день, оставив дочку матери и бабушке, или самой отказаться от долгожданного  выхода на работу и сохранить иждивенческую и зависимую роль «маленькой девочки».

  • И первый и второй варианты не устроили Алису.

Первый был связан для нее с отказом от воспитания дочери и символическим отказом от материнства. Второй вариант символически ставил ее и дочку на одинаковый детский уровень в существующей семье. Материнская роль также нивелировалась и возможность наконец повзрослеть и построить собственную семью отдалялась на неопределенное время.

По итогам консультации Алиса решила отстаивать свои материнские права и права своей дочери, начав с поликлиники.

Опираясь на проявленные в ходе работы ресурсы, она смогла в следующий же визит в поликлинику добиться подписания медицинской карты для дочери.

  • Ее дочь пошла в детский сад без дополнительных проблем, в запланированный матерью срок, а сама Алиса получила ясность в трудной ситуации и мощный опыт, доказывающий  ее собственные силы и возможности.

Арина Покровская, психолог и юрист, февраль 2009 г.