Эффективное общение с чиновниками: в чем секрет

В наш Центр регулярно поступают обращения граждан, желающих узнать,на каком основании им в чем-то отказали чиновники. Также есть много запросов на тему: а имею ли я право не ходить в поликлинику, а вправе ли наша семья получать эту льготу и пр. Чтобы каждый желающий мог с уверенностью отстоять свои права по закону, я решила описать […]

В наш Центр регулярно поступают обращения граждан, желающих узнать,на каком основании им в чем-то отказали чиновники. Также есть много запросов на тему: а имею ли я право не ходить в поликлинику, а вправе ли наша семья получать эту льготу и пр.

Чтобы каждый желающий мог с уверенностью отстоять свои права по закону, я решила описать нужные действия в едином алгоритме. 

  • Итак, что делать, если Вам отказали в каких-то Ваших требованиях в государственной или муниципальной организации:

Если Вы неуверены в своей правоте – помните, что за ответы на вопросы чиновники денег не берут, в отличие от юристов) Поэтому вы можете спрашивать, уточнять и настаивать на своем до тех пор, пока не уверитесь, что вам отказывают на законном основании или до получения желаемого результата.

  • Неважно, если Вы не разбираетесь в законах. Это чиновник обязан вам разъяснить ваши права, а не вы ему. То есть законы знать полезно, но не обязательно. 
  • Неважно, если Вы не умеете скандалить (да, часто люди называют это причиной того, что о них вытирают ноги) — агрессия не нужна, нужно взаимное уважение,  уверенность и активность. Взаимное уважение — это когда Вы равно уважаете себя и того, с кем взаимодействуете. Скандалы тут не при чем.

В России система законодательства такова, что все, что не запрещено, то разрешено. По-моему, это логично.

Поэтому, заранее спрашивать, на каком основании вам что-то можно — т.е. «разрешено» законодателем или конкретным законом, бессмысленно. 

К сожалению, в России при общении с должностными лицами люди часто заранее думают, что им что-то запретят и в чем-то откажут. Поэтому и в обращениях в наш центр часто звучат вопросы: «А если мне скажут, что это нельзя, мне на какой закон сослаться?».

Но стоит помнить, что если Вам что-то запретили, значит, у этого чиновника и нужно спросить основание  — этот закон! И не только номер закона, а еще и статью, пункт, дату принятия, полное наименование и кто принял тот документ, на который он ссылается. Это может быть не закон, а постановление, приказ или распоряжение.

Все перечисленное чиновники должны сообщить быстро и бесплатно, а желательно, и показать текст прямо в кабинете. Ведь раз ссылаются, значит, должны точно знать на что именно.  

Если не могут найти нужный документ у себя в кабинете или учреждении, значит, вы вправе подробно и спокойно записать все, что вам диктуют касательно этого документа, ФИО и должность чиновника, а потом проверить информацию.

Звоните руководству организации, в вышестоящие структуры и на горячие линии, пишите обращения на сайты разных служб. Нужную информацию — куда можно обратиться или кто является вышестоящей структурой для вашего чиновника — легко можно узнать в интернете.

  • Если Вы сомневаетесь, законны ли любые действия чиновника, то спрашивать основания на эти действия надо именно у тех, кто отказал — т.е. у конкретного чиновника или его руководства. Конечно, вы можете уточнить нужные сведения у наших юристов. И будьте уверены, что мы окажем вам квалифицированную помощь. Однако если вы хотите сэкономить деньги — вы вправе узнать у чиновника те законы, по которым он работает и на каком основании вам в чем-то отказал.

Если вам не ответил сам чиновник, необходимо обратиться к его руководству. И поинтересоваться основаниями запретов или бездействия подчиненного уже у его начальника.

  • Если вы и там не получили ответа, который бы вас устроил, можно написать письменное обращение или жалобу на действия или бездействие конкретных должностных лиц. Обязательно заказным с уведомлением, без эмоций описывая факты, ваши требования или вопросы и реакцию того, на кого вы жалуетесь.

Если же вы получили ответ, прочесть и проверить закон или подзаконный акт (постановление, распоряжение и пр.) и именно тот пункт, на который Вам указал чиновник, можно в интернете. Стоит только удостовериться, что в этот закон не вносили изменения и вы читаете актуальную версию.  

  • Если Вам покажется, что чиновник был прав – скажите ему спасибо за хорошую работу. Если Вы решите, что он неправ – укажите ему на это и снова назовите свои требования.  

Успех в таком случае зависит от уверенной позиции, и иногда для этого нужно просто проявлять некоторую активность.

Помните, что чиновники существуют на ваши деньги, а, значит, ДЛЯ вас.  Если вести себя соответственно, то никаких особенных военных действий и не потребуется, а все наши права будут соблюдены.

  •  Читать по теме часть 2 статьи: Право на информацию или почему чиновники мне должны ответить.

Задать вопрос

Задайте нам вопрос с помощью данной формы и мы ответим Вам на email:

Записаться на приём

Оставьте свои контакты — мы перезвоним и договоримся о встрече