В январе 2014 г. в РФ был уточнен порядок приема детей в школы.
Согласно Приказу Министерства и науки РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» от 22 января 2014 г. № 32, есть несколько важных моментов:
- Во-первых, школа имеет право отказать в приеме Вашего ребенка только в случае отсутствия свободных мест. Независимо от места проживания ребенка или регистрации. Родители вправе выбрать любую школу в стране, где им и ребенку будет удобно, даже для семейной формы обучения.
В указанном документе сказано: «В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования».
Т.е. обращаться нужно в вышестоящие управления, комитеты и департаменты образования.
Также важно для избежания коррупции при устройстве ребенка в школу, все заявление о приеме писать только с реальной датой, в двух экземплярах, один сохраняя себе с подписью, датой и штампом о принятии в школу ответственным лицом. Тот, кто принял ваше заявление, должен расшифровать свою подпись.
- Второй важный момент заключается в том, что для записи и приема ребенка в общеобразовательную школу не нужны медицинские карты и иные заключения о здоровье детей, они предоставляются только по желанию родителей.
Об этих условиях не знают не только многие родители, но и школы! Потому активные родители могут помочь распространить эту информацию: расскажите об этом знакомым родителям будущих первоклассников, сообщите участковым педиатрам, медсестре и директору школы.
Это уточнение позволяет родителям выбрать самостоятельно — нужны ли ребенку осмотры врачей, а если да, то каких и где.
Согласно указанного Приказа, прием граждан в школу осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации.
В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.
Примерная форма заявления размещается школой на информационном стенде и (или) на официальном сайте в сети «Интернет».
Для приема в школу:
родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют:
- оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя,
- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в школе на время обучения ребенка.
- Пункт 10 Приказа уточняет, что родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы;
а пункт 12 утверждает, что требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в школу не допускается.
То есть, если вы, родители, желаете предоставить в школу медицинскую карту ребенка — вы ее туда несете. Если не желаете — сообщаете о своем решении. Ссылаясь на этот Приказ и мнение своего юриста.
Также при поступлении школа обязана ознакомить родителей со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и др. документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, разъяснить права и обязанности обучающихся.
- По вопросам общения с чиновниками (в том числе с администрацией школ и поликлиник) читайте полезную статью.
Итак, в настоящее время любой родитель вправе выбрать для ребенка подходящую школу и не должен выстаивать очереди в конкретную поликлинику для того, чтобы сделать медкарту.
Родители вправе обращаться с ребенком за медицинской помощью именно тогда, когда сочтут нужным, и в то медучреждение, которое выбрали. Будем надеяться, что эта инициатива со стороны законотворческих органов будет продолжена следующими достойными мерами.